Вопрос этот интересует сегодня как специалистов, так и простых обитателей «каменных джунглей». Налицо целый букет серьёзнейших проблем, обусловленных неспособностью существующей инфраструктуры мегаполисов обеспечить всё возрастающие потребности их населения и деловых кругов, нехваткой энергоресурсов и проблемами строительной отрасли, связанными с постоянно увеличивающейся плотностью населения городов. Их решение требует использования принципиально новых подходов и технологий.
Сколько этажей может быть в жилом доме? Дубайский «Пентоминиум» и мумбайский World One насчитывают 122 и 117 соответственно. Однако эти здания никак нельзя отнести к сегменту массового жилья. Относящиеся по российской (и не только) классификации к категории luxury небоскрёбы являются скорее концепт-проектами, малопригодными для решения проблемы растущей перенаселённости современных городов. Другие планируемые для реализации в обозримой перспективе амбициозные проекты также не относятся к категории доступного жилья.
Альтернативный высотному строительству путь субурбанизации, по которому пошли некоторые страны, в первую очередь США, также не может рассматриваться как исключительно положительная тенденция. Массовое переселение горожан в пригороды создаёт не меньше проблем, чем решает. Кроме того, далеко не все города располагают свободной для застройки коттеджами зоной по периметру. А в некоторых странах, как, например, Россия, исторические тенденции и сложившаяся инфраструктура не позволяют процессу субурбанизации набрать сколько-нибудь заметные темпы. Одним словом, если концепция «всемирной деревни» и имеет право на существование, то не в обозримом будущем.
Итак, снова встаёт вопрос укрупнения существующих городских форм. От классических небоскрёбов они, вероятно, будут отличаться весьма существенно. Прежде всего, по своей ёмкости. Существующие концептуальные проекты предполагают возведение зданий-кварталов, внутри которых будет располагаться не только собственно жильё, но и вся необходимая социальная инфраструктура. Такой подход очевиден, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что дома-кварталы, рассчитанные на расселение огромного количества людей, должны занимать минимальную площадь в и без того густозастроенных мегаполисах, то есть простираться ввысь.
одобных проектов было разработано немало. Один из самых масштабных – знаменитая Башня Никитина-Травуша 4000, спроектированная, кстати, в СССР по заказу уже давно озабоченных проблемой перенаселения городов японцев. Этот проект был создан ещё в 1966-69 гг. в ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева под руководством Николая Никитина (главного конструктора Останкинской телебашни) и Владимира Травуша. Супернебоскрёб высотой 4 километра бьёт все рекорды: на подобное пока что больше никто не замахивался даже на бумаге. Основой здания должна была стать четырёхъярусная стальная сетчатая коническая несущая оболочка, рассчитанная с учётом предельно возможной величины ураганного ветра и предельного уровня землетрясений в Японии. Населить жилую башню планировалось пятьюстами тысячами человек.В 1969 году японской стороной работы над проектом были приостановлены, а не так давно возобновлены строительной компанией «Тасаи Корпорейшн». Теперь башня называется X-Seed 4000. Её высота, как можно понять по названию, осталась прежней, а вот численность населения должна составить уже от 700 тысяч до 1 миллиона человек. Впрочем, сейчас и этот проект также лежит на полке. Многие склонны считать, что ему не суждено быть реализованным в ближайшей перспективе, по причинам совсем не технического характера: стоимость строительства может превысить триллион долларов, а желающих стать инвесторами таких затей нынче немного. Это при том, что сам замысел, по мнению специалистов, более чем реален.
Другой масштабный проект, вероятно, имеет больше шансов быть реализованным, хотя его судьба пока что тоже неясна. Речь идёт о 1,5-километровой «Супербашне», которая, если будет когда-нибудь построена (первоначально это было запланировано на 2016 год), должна стать новым символом Лондона. Население небоскрёба, представляющего собой гигантскую трубу, должно составить 100 тысяч человек. Это не так много, как у японцев, но зато в здании расположатся самые настоящие подвесные сады и спортивные площадки, развлекательные и торговые центры, отель, университет и даже собственный муниципалитет.
Ещё один проект жилого супернебоскрёба на 100 тысяч жителей собираются реализовать в Поднебесной. Китайский строительный концерн BSB планирует возвести в городе Чанша 220-этажное 838-метровое здание Sky City площадью 1 миллион квадратных метров. Помимо жилья в нём будут располагаться школы, магазины, рестораны и много других объектов социальной инфраструктуры. Перемещать население по высотному мини-городу будут 104 скоростных лифта.
От других мега-проектов Sky City отличают две ключевые особенности. Во-первых, несмотря на то, что сроки строительства неоднократно переносились, оно в конце концов началось. Во-вторых, небоскрёб возводится по совершенно уникальной, не имеющей аналогов технологии – из похожих на кубики объёмных модулей со стальным каркасом и облицовкой 100%-ной заводской готовности. Благодаря такому решению всё строительство, по заверениям компании, должно уложиться в 120 дней. При этом здание рассчитано на 9-балльную сейсмическую активность. Нужно заметить, что это совсем не шутка: BSB уже обкатала технологию на 20-ти других объектах меньшего масштаба, возведённых в Китае. В частности, в 2012 году компания за 360 часов построила под ключ 30-этажный отель на берегу озера Дунтин в провинции Хунань.
«Конечно, решение во многом спорное и в мировую практику в своём первозданном виде оно вряд ли войдёт. Однако сама концепция, безусловно, является настоящим прорывом в строительной отрасли, – комментирует Андрей Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций. – Подобные технологии могут вскоре полностью вытеснить традиционные методы строительства в некоторых сферах, например, при возведении объектов для размещения гостей и участников крупных спортивных, культурных и политических мероприятий международного масштаба. Возможно, в городах будущего будут выделены для подобных вещей специальные свободные зоны, периодически меняющие свой облик. Сегодня такие технологии актуальны для решения экстренного строительства в районах стихийных бедствий и военных действий, труднодоступных населённых пунктах, не селе и т.д.».
В целом, как отмечает специалист, с каждым годом стальные конструкции находят всё большее применение в современном капитальном строительстве, и это также во многом определит облик городов будущего. Сталь намного практичнее традиционных материалов, а современные способы защиты от коррозии делают область её применения практически безграничной. В коммерческом и промышленном строительстве сталь уже сегодня используется не только в несущих каркасах зданий, но и для их облицовки. Постепенно одеваются ею и жилые здания. Так, в системах навесного вентилируемого фасада сталь всё чаще приходит на смену искусственному камню – благодаря своей долговечности, устойчивости к внешним воздействиям, эстетическому разнообразию, а также малому весу облицовочных панелей.
«Дольше всего проблемами стальной облицовки оставались трудности соблюдения геометрии фасадов большой площади и высокая стоимость стальных кассет. Однако с каждым годом качество их растёт, значительно опережая цену. Сегодня такое решение уже намного доступнее, чем 5-10 лет назад», – говорит Андрей Некрашевич. В частности, в 2014 году на российском рынке появились стальные фасадные кассеты нового поколения Puzzleton. Главное их отличие от продукции предыдущих поколений заключается в идеальной геометрии при больших размерах кассет. Достигается подобный эффект благодаря применению инновационных технологий штамповки и резки металла.
Конечно, как и любой другой строительный материал, сталь требует наличия определённой архитектурной культуры. К сожалению, привычка использовать этот вид облицовки исключительно в утилитарных целях развитию этой культуры мешает. Сегодня специалистам необходимо переосмыслить своё отношение к стали, научиться органично сочетать её с классическими формами и фактурами, а также создавать на её основе новые. Не напрасно стальной тематике отводится такое значимое место на различных международных и региональных профессиональных конкурсах. Так, ставший уже традицией в России, Беларуси и Казахстане ежегодный конкурс проектировщиков, проводимый Группой компаний Металл Профиль, имеет своей целью воспитание у специалистов культуры проектирования стальных фасадов. Победители конкурса, заявку на участие в котором может подать любой желающий, ежегодно отправляются в Великобританию и другие европейские страны, где знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Сталь и стекло простирающихся выше облаков огромных зданий – вероятно, именно таким будет облик городов будущего. Начало этой тенденции положено уже сегодня, а до появления первых супернебоскрёбов остались, возможно, считанные месяцы.