Общение на специальных форумах и поиск информации в Интернете — обычная практика как для бывалых, так и для новоиспечённых домовладельцев. Выбор материалов и технических решений для неспециалиста всегда представляет сложную задачу, решение которой вряд ли возможно без дополнительных консультаций с профессионалами и такими же домовладельцами. К счастью, от информационного голода давно уже никто не страдает, и даже наоборот — в сети можно найти такое количество всевозможных советов и рекомендаций по строительству, что разобраться в них порой не под силу даже опытному строителю. Где и какие сведения действительно полезны и достоверны, а какие — всего лишь рекламные происки производителей и продавцов? Попробуем разобраться.
Где искать?
«На просторах Интернета действительно можно найти толковых строителей и монтажников, которые охотно консультируют на разных форумах всех, кто в этом нуждается, — делится мнением Андрей Мальцев, руководитель департамента кровельных систем Компании Металл Профиль. — Но чтобы понять, где можно получить по-настоящему грамотную рекомендацию, необходимо проделать немалую работу по отсеиванию бесполезных ресурсов».
Нельзя забывать о том, что Всемирная Паутина — это не только огромная энциклопедия и неиссякаемый источник знаний, но и хранилище массы сведений, мягко говоря, сомнительного характера. Мало кому захочется тратить время и силы на их изучение, просматривая бесконечное количество сайтов о строительстве и ремонте в надежде обнаружить искомую информацию. «Шерстить подряд все страницы, которые выдал поисковик, совсем не обязательно, — уверен Павел Ахрешин, специалист по интернет-технологиям рекламной компании «Бегун». — Например, можно воспользоваться рейтинговой системой, основанной на количестве посещений. На
Воспользовавшись советом, выясняем, что такими ресурсами являются
Проанализировав содержание указанных выше ресурсов, несложно увидеть, что всё, о чём говорит специалист, здесь присутствует. Разделов действительно много. Основные — это «Строительство дома, бани, коттеджа», «Фасады и фасадные системы», «Кровля», «Строительные и отделочные материалы», «Инструмент и оборудование», «Электрика и слаботочка», «Сантехника и отопление» и пр. Имеются и менее распространённые темы, например, такие как «Пчеловодство» или «Разведение кактусов». Зарегистрироваться на каждом из форумов можно быстро и бесплатно, без указания дополнительных сведений типа номера телефона.
Впрочем, узнать экспертное мнение по интересующей проблеме можно не только на форуме. «Ещё один способ получить полезные сведения от профессионалов — воспользоваться всем известным видеохостингом YouTube, — продолжает Павел Ахрешин. — Кроме информации развлекательного характера на этом ресурсе имеется большое количество видеоматериалов, которые размещают представители известных производственных компаний. Особый интерес представляют консультации специалистов, отснятые в рамках специальных телепроектов. Если речь идёт о строительстве и ремонте, то это — «Идеи вашего дома», «Дачный ответ», «Квартирный вопрос», другие аналогичные программы».
«Мы специально делаем подробные постановочные видеоинструкции по монтажу кровельных и фасадных систем, укладке утеплителя и пр., — добавляет Андрей Мальцев (Металл Профиль). — Их можно найти как на нашем сайте, так и на YouTube. Как показывает практика, подобные наглядные демонстрации куда востребованней печатных инструкций, причём не только у домовладельцев, но и у профессиональных строителей».
Технологии и решения, о которых рассказывается в подобных видеосюжетах, как правило, тщательно выверяются, поэтому не доверять им повода нет. С другой стороны, необходимо понимать, что продвижение отдельных брендов может происходить в рекламных целях.
Кому доверять?
«Завуалированная реклама того или иного производителя может иметь место и на форумах, — уверен Андрей Мальцев (Металл Профиль), — и занимаются этим нередко не случайно нанятые люди, а профессионалы рынка. Не так давно я натолкнулся на одну бригаду монтажников, которые, общаясь с посетителями форума, с пеной у рта доказывали преимущества продукции одной крупной европейской компании. Надо отметить, что продукция эта действительно весьма качественная, да и технология её применения была описана очень подробно. Вот только стоимость этих материалов настолько высока, что позволить их себе может далеко не каждый».
Подобная ситуация хорошо знакома тем, кто часто общается в Интернете в надежде решить какие-то проблемы, связанные со строительством. С одной стороны, встретить грамотного специалиста на форуме не так уж и трудно, с другой — нет гарантии, что этот человек не связан с каким-то одним конкретным производителем и не имеет личной заинтересованности в продвижении именно его продукции, когда на рынке немало аналогичной или даже более оптимальной от других компаний. Впрочем, опытные пользователи уже научились отделять зёрна от плевел и почти всегда знают, кому можно доверять, а кому нет.
«Рекламных агентов, в целях сохранения объективности, модераторы форумов обычно стараются своевременно выявлять и удалять, — объясняет Константин Котов, руководитель отдела интернет-продаж Компании Металл Профиль, — однако какие-то из них всё же успевают себя проявить, «со знанием дела» расписывая преимущества того или иного товара или технологии. Понять, кто вам даёт консультацию, не так уж и сложно. Во-первых, рекламщики, как правило, всегда говорят об одном и том же бренде; во-вторых, речь идёт исключительно о положительных сторонах товара, о его недостатках при этом никто не упоминает; в-третьих, настойчивость, с которой предлагается воспользоваться определённой продукцией, совершенно не характерна для обычных посетителей подобных ресурсов».
К счастью, добросовестных участников форумов, которые не преследуют рекламных целей и с удовольствием делятся своим опытом с остальными, намного больше. Вопрос в другом: всегда ли они дают квалифицированные рекомендации и можно ли этим советам безоговорочно верить? В первом приближении всё зависит от того, насколько подробны рекомендации.
«Недавно я пытался выяснить, какое кровельное покрытие всё-таки лучше, — сетует Дмитрий Шемякин, домовладелец из Московской области, — специально посетил несколько форумов, но однозначного ответа нигде не добился. Каждый, не вдаваясь особо в подробности, расхваливает что-то своё. Наконец, на одном из сайтов я встретил какого-то строителя, который детально рассказал мне о достоинствах и недостатках разных видов кровли. После этого я сделал выбор в пользу металлочерепицы».
«Что ж, решение практичное и современное, — одобряет Андрей Мальцев (Металл Профиль). — По сравнению с другими материалами металлочерепица и впрямь обладает рядом преимуществ, но главное, что человеку удалось найти именно такого специалиста, который смог подробно и объективно объяснить, чем хуже или лучше других каждое из существующих покрытий. Мне кажется, что умение вникнуть в детали и развёрнуто описать все плюсы и минусы какой-либо продукции — это и есть тот критерий, благодаря которому можно отличить профессионала от дилетанта. Если полученная на форуме рекомендация однобокая и недостаточно аргументированная — имеет смысл проконсультироваться с другими пользователями, которые её одобрят или опровергнут. Скорее всего, решение окажется верным лишь в том случае, когда его поддержат одновременно несколько независимых консультантов».
Ещё одна проблема — обилие доморощенных «специалистов». Казалось бы, сложно давать советы по поводу того, в чём сам разбираешься не очень хорошо. Тем не менее, подобное случается довольно часто: самоуверенные, но плохо информированные «форумчане» пытаются иной раз консультировать других участников под видом опытных строителей.
«Я бы сказал, что подобных советчиков надо опасаться. — комментирует Андрей Мальцев. — Помню, один из таких утверждал, что якобы для утеплителя под металлочерепицу, кэшированного стеклотканью, не нужна гидроизоляционная плёнка. Понятно, что стеклоткань не спасёт утеплитель от намокания, и его в итоге придётся менять. Другой подобный «специалист» советовал монтировать обычную гидроизоляционную полипропиленовую перфорированную плёнку прямо на теплоизоляцию — дескать, это удобнее и быстрее. На практике, в результате мокнуть будет и то, и другое, ведь между такой плёнкой и утеплителем обязательно должен оставаться воздушный зазор, так как у неё весьма низкий показатель паропроницаемости. Кстати, в качестве гидроизоляции под металлочерепичную кровлю я бы рекомендовал не плёнку, а паропроницаемую мембрану: например, Tyvek или Dorken — это эффективные и долговечные материалы».
Вообще, как отмечает специалист, тема защиты подкровельного пространства от влаги — одна из самых обсуждаемых на строительных форумах, но любую информацию следует тщательно взвешивать и перепроверять. Так, один из форумчан со всей серьёзностью убеждал своих собеседников в том, что лучшая гидроизоляция под металлическую крышу — это рубероид. На самом деле этот материал очень быстро придёт в негодность, поскольку в жару он плавится, а при морозе трескается.
Общение на специализированных сайтах и форумах действительно может принести ощутимую пользу, однако безоговорочно доверять полученной на них информации не стоит. Решение следует принимать после детального анализа всех советов и рекомендаций. Необходимо научиться отличать практикующих специалистов от обывателей, и тех, кто зарабатывает на рекламе.